प्रकाश (ostrea) wrote,
प्रकाश
ostrea

Category:

Dhammayangyi Pahto


Силуэт пагоды Дхаммаянжи на закате

Дхаммаянжи Пахто (пагода), силуэт которой по причине обрушившегося когда-то шпиля напоминает скорее пирамиду древних майя или ацтеков, чем буддийский храм – не только самый большой, но и один из самых интересных и зловещих памятников Багана.

Считается, что он был построен во время недолгого правления царя Наратхи в 1167-1170 гг. Согласно летописям, Наратха вступил на престол так: сначала собственноручно задушил одеялом своего отца, благочестивого Ситху I, прикованного к постели из-за болезни (это убийство случилось тут же, в Багане – в храме Shwegugyi, куда Наратха перевез болеющего отца, пока тот был без сознания). Потом, вызвавшись руководить церемонией взошествия на престол своего старшего брата, царя Min Shin Saw (тоже отличавшегося крайней жестокостью – это у них, видимо, передавалось по материнской линии) отравил его во время первой же трапезы, сразу после коронации. После чего велел построить Дхаммаянжи, чтобы искупить свои грехи.

Строительство велось прогрессивным методом безпредоплатного стимулирования – крепкий хозяйственник Наратха лично посещал стройку и привередливо проверял качество кладки. Если в зазор между кирпичами проходил хотя бы волос – "Усё, карачун тебе, Церетели" (с) – велел немедленно казнить виновного строителя вместе с прорабом. Занимаясь ремонтом, я много думала об эффективности такого подхода при взаимодействии с некоторыми подрядчиками.

Кладка получилась на славу – ее даже почти не повредило знаменитое восьмибалльное баганское землетрясение 8 июля 1975 года, разрушившее многие храмы. Район вообще довольно сейсмоопасный, с 1904 по 1975 год тут было зафиксировано не менее 400 землетрясений силой от 2 до 7 баллов.


Dhammayangyi Pahto at twilight in Bagan archaeological zone, Myanmar, 2011. Вид с северо-запада.

Однако нрав короля Наратхи был буйноват даже для бирманского раннего средневековья. Во время супружеской ссоры он убил (голыми руками) одну из своих жен, индийскую принцессу династии Pateikkaya из Западной Бенгалии. Принцесса была индуистской веры, и Наратхе как буддисту это сильно не нравилось. Папаша принцессы, успешно правивший на нынешней территории штата Чин, натурально обиделся и подослал во дворец Наратхи восьмерых убийц, переодетых бродячими браминами-астрологами. Астрология уже тогда полностью владела умами бирманцев, и восемь ученых мужей без труда получили аудиенцию у царя, скрыв свои мечи под одеждами. Они быстренько убили Наратху, а потом закололи мечами себя, когда к ним кинулась дворцовая стража. Где глава династии Патейкая нашел восемь столь преданных ниндзя, история умалчивает. По другой версии, наемники были родом с Цейлона (Шри-Ланки), и после убийства царя не только остались в живых, но и разграбили город.

На момент гибели Наратхи Дхаммаянжи был не совсем закончен. Народ любил Ситху I, так как тот был известен своей приверженностью заветам Будды, а вот Наратха, по всеобщему мнению, был тот еще буддист. Согласно одной из легенд, узнав о смерти царя-ирода, строители так обрадовались, что не поленились в отместку полностью забить верхние галереи храма строительным мусором. По неизвестным причинам они не расчищены по сей день – открыты лишь четыре входа нижнего этажа, ориентированные по сторонам света. Среди местных жителей Дхаммаянджи пользуется дурной славой, и паломников тут почти не видно, особенно в сравнении с храмами Швезигон, Ананда и Швезандо, где хранятся важные буддийские реликвии.

Мьянма, 2011-2012 гг.

Tags: bagan, burma, mandalay division, myanmar
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments